Вращающееся бревно
Абсолютно аналогичная нацистской свастика, символ, известный как «вращающееся бревно», использовался коренными американскими индейцами на юго-западе США в течение многих столетий, начиная с древней культуры Анасази.
В мифах навахо этот символ изображает историю путешествия изгоя по реке в полом бревне. В конце своего путешествия он достигает изобильной и процветающей земли. В некоторых культурах подобный символ представляет четыре ветра или четыре направления.
После Второй мировой войны индейцы навахо, апачи и хопи решили отказаться от использования свастики на своих одеялах, корзинах, объектах искусства и одежды из-за ассоциации с нацистским злом. В последние годы индейцы начинают снова использовать данный символ, как исконно индейский.
Гаммадион
В Древней Греции существовал символ, напоминающий свастику, который был известен как гаммадион. Он напоминал четыре греческих буквы гамма, которые были совмещены так, чтобы их углы образовывали общий центр.
Ранние христиане использовали гаммадион для изображения креста Иисуса. Он также использовался в качестве тайного символа в период, когда Римская империя преследовала христиан. Некоторые ученые утверждают, что гаммадион символизирует Христа и использовался ранними христианами для защиты от духов мертвых в катакомбах. А задолго до возникновения христианства, гаммадион встречался практически во всех средиземноморских цивилизациях, таких как древние минойцы, греки и этруски.
Ван
В буддизме свастика (называемая ван на китайском и манжи на японском языках) являлась важным религиозным символом, который означал освобождение духа. Свастики различных цветов имели разные значения: синяя символизировала вечную доброжелательность небес, красная – безграничную доброту Будды, желтая – вечное процветание, а зеленая означала безграничное совершенствование.
Левосторонняя свастика считается первым из 65 благоприятных символов Будды, а правосторонняя считается четвертым из подобных символов. В тибетской традиции Бон свастика называется gyung-drung, что означает «вечный и неизменный». В отличие от других свастик в индуистских, буддийских и джайнских традициях, свастика Бон направлена против часовой стрелки. В китайском языке иероглиф в виде свастики «десять тысяч» и означает схождение с небес. В более поздние времена этот иероглиф начал означать «множество».
Гахули
Традиционным символом веры джайнов была свастика, известная как «гахули», которая символизировала четыре точки, четыре разные судьбы, с которыми встретится каждая душа в течение нескольких жизней в зависимости от своих поступков и кармы: жизнь в качестве человека, животного, божественного существа и адской сущности.
Сама свастика имеет несколько значений. Она представляет собой колесо, символизирующее вечную природу материального существования. Четыре ответвления представляют четыре ветви веры джайнов : садху (монахов), садхви (монахинь), шравак (мужчин) и шравиква (женщин). Символ напоминает джайнам, что их цель – освобождение от реальности, а не возрождение в ней. Это может быть достигнуто только с помощью этих четырех столпов сообщества джайнов. Ответвления также представляют четыре вечные характеристики души: знание, восприятие, счастье и энергию.
Свасти
В ведической традиции древнего индуизма, слово свастика происходит от слова «свасти», которое означает «пусть случается только хорошее» или «благополучие». Это слово использовалось для обозначения красоты и благоприятных условий, а также было включено в ритуалы прощания и поздравления. Его происхождение, как полагают, относится к религии поклонению солнцу цивилизации долины Инда, но позже свастика была включена во все течения развивающейся индуистской веры.
Четыре ответвления индуистской свастики имеют много значений: четыре Веды, четыре цели жизни (ведущие к процветанию), четыре стадии жизни (символизирующие удачу), четыре направления в пространстве (имеется в виду вездесущность Брахмы), четыре времени года (что означает циклический характер времени), и четыре Юги мирового цикла (имеется в виду естественная эволюция Вселенной). Свастика тесно связана с богом Ганешей, которого часто изображают сидящим на цветке лотоса над кроватью в виде свастики.
Хакаристи
Свастика, известная как хакаристи в Финляндии, считалась символом удачи в Скандинавии и Балтийском регионе в течение многих тысяч лет. Шведский дворянин граф Эрик фон Розен считал этот символ личным символом удачи, маркируя им свой багаж во время путешествий по Южной Америке и Африке. После того, как Финляндия объявила свою независимость во время гражданской войны в России, Розен фактически стал родоначальником использования свастики в военно-воздушных силах Финляндии. В 1918 году синяя свастика на белом фоне была принята в качестве официального символа финской авиации.
Эмблема Фохата
Теософы использовали символ свастики в различных культурах и периодах времени на протяжении всей истории. Мадам Елена Блаватская верила, что свастика является эмблемой Фохата, или космического электричества. Космическое электричество – оккультный тибетский термин, обозначающий Дайвипракрити, изначальный свет. В эзотерике он символизирует то то же самое – универсальную жизненную силу.
Современные теософические общества используют правостороннюю свастику, как символ динамических сил творения, представляющий глобальный процесс развития, а также считают, что обратная свастика, которая использовалась нацистами, является символом деструктивных сил, приводящих к концу света.
Литературный штамп Киплинга
Многие ранние произведения британского писателя Редьярда Киплинга были украшены символом свастики. Он впервые начал использовать этот символ на обложках его книг в конце 19-го века после того, как познакомился со свастикой в индийском искусстве. Оба вида свастики (по часовой стрелке и против) появлялись на его работах, символизируя удачу. Наряду с свастикой, Киплинг часто использовал образ головы слона, в дань уважения к индуистскому богу Ганеше. При этом Киплинг презирал нацистов.
Филфот
Этот термин, который изначально использовался для символа свастики, фигурировал в различных культурах по всей Европе. Некоторые исследователи соотносят его с символом молота Тора, что может объяснить его присутствие на церковных колоколах в таких районах Англии, как Йоркшир и Линкольншир, на которые оказала влияние норвежская культура. Этот символ иногда называют «знаком молота Тора» или «Крестом Тора».
Возможные значения четырех ответвлений свастики – сезоны (зимнее солнцестояние, весеннее равноденствие, летнее солнцестояние, осеннее равноденствие), сезоны (зима, весна, лето и осень), фазы жизни (рождение, жизнь , смерть и возрождение), фазы дня (ночь, утро, день и вечер), элементы (воздух, огонь, вода и земля), фазы Луны (лунное затмение, рост, полная Луна и убывание) и главные направления (север, восток, юг и запад).
Раэлитская свастика
Основатель инопланетного культа Раэль использовал в своем движении спорный символ – сочетание свастики со звездой Давида. Он утверждал, что видел этот символ на корпусе корабля Элохимов, пришельцев из космоса. Звезда Давида якобы символизирует бесконечность в пространстве, в то время как свастика символизирует бесконечность времени. Общий символ обозначает отношения между временем и пространством, вечность и бесконечность. Все раэлиты носят медальон с этим символом.