На окраине Евразии с незапамятных времен велись самые северные войны человечества. Их хронология затерялась на Полярном круге, а поля битв посреди заснеженной тундры так и остались безымянными. Но нельзя спорить с тем, что Чукотка взрастила бесстрашный и воинственный народ. Чукчи вели жестокие войны с соседями-коряками и пересекали Берингов пролив, атакуя Аляску. Они яростно противостояли казакам-первопроходцам, а советская власть утвердилась на Чукотке лишь к середине XX века – спустя почти 200 лет обороны.
За счет чего чукчи побеждали противника и как воспитывали сверхстойких воинов?
Чукчи считались воинственным народом во все времена. За пастбища и поголовье скота они сражались с коряками, у американских эскимосов отвоевывали охотничьи угодья, у эвенов угоняли оленей, противостояли казакам за сбор ясака, а юкагирам мстили за снабжение русских воинами. А еще банально нападали на своих ради грабежа и захвата женщин. Чукчи старательно развивали военное дело, организованно подходили к набегам, грамотно планировали стратегию боя и славились талантливыми командирами.
Войны на Чукотском полуострове проходили сезонно – с первым снегом или весной. В летний сезон военным действиям мешали реки и болота, а глубокой зимой – морозы и сильные ветра. Летом чукчи предпочитали совершать набеги на Аляску и Алеутские острова. К американским берегам они добирались на байдарах, обычно заходя небольшими отрядами.
Излюбленной и эффективной стратегией чукч-кочевников было рассеяться по тайге и тундре, спрятавшись, чтоб их не могли найти. Любили прятаться и оседлые чукчи, которые загодя имели специальные укрытия. Такая тактика была скорее оборонительной. Но ходили чукчи и в атаки, для чего целые чукотские роды объединялись в крупные отряды. Они давали врагу один решающий бой, отбивая у чужаков желание напасть. Именно эта стратегия применена чукчами против «начальника Чукотки» Павлуцкого и предводителя казаков Шестакова.
Самыми жестокими считаются чукотско-корякские войны, которые завершились лишь к концу 18 века. Отличились в этих столкновениях оленеводы, долгое время существовавшие в состоянии потенциальной друг к другу вражды. Кровь проливалась из-за оленей. Чукчи не имели крупных оленьих стад, как коряки, поэтому все усилия направляли на хозяйское главенство в тундре. С 1725 по 1773 годы они отбили у коряков до 250 тыс. голов животных. Пастушеское оленеводство в принципе сложилось у чукчей за счет насильственно отнятых стад. Корякам, обедневшим от постоянных столкновений с чукчами, пришлось заняться охотой и рыбалкой. Победить им не удавалось. Чукчи всегда превосходили соседей в воинских умениях и неистощимой энергии.
Корякский полусотенный отряд не решался выступить против двух десятков чукчей. А они могли выйти в поход и несколькими сотнями.
С эскимосами Аляски чукчи тоже находились в постоянных стычках. Эти войны носили не просто грабительский характер, но и вели к обладанию богатыми морскими угодьями. Через Берингов пролив чукчи пробирались зимой просто по льду, а летом на больших байдарках, достигавших в длину десяти метров. Иногда на Америку собирались до 500 человек. Такие набеги осуществлялись ежегодно, и финальный зарегистрирован в 1840-м.
Войны с чукчами привели к исчезновению уникальной северной нации - кереков. К 1897-му тех осталось на Чукотке 102 представителя. Перепись 2010 зафиксировала всего четверо. За тех же оленей воевали чукчи и с эвенками (тунгусами). Но дольше всех продлились войны с русскими, повторяющиеся почти 200 лет. В 19 веке имели место отдельные эпизоды кровной мести. Чукчи воевали на уничтожение, не планируя платить пришельцам дань. И одолеть их было непросто. Чукчи виртуозно ориентировались на местности, и в случае наступления мгновенно прятались, подкарауливая и нападая на небольшие отряды казаков. Брали внезапностью.
Доспехи у чукчей напоминали самурайские. Пластинчатые латы изготавливались из костяных пластин. Для этого использовались скрепленные ремешками клыки моржей, ребра оленей. Позже пластины производились из железа и меди, по причине чего российские власти прекратили продажи чукчам железа. Защита состояла из нагрудника, наспинных доспехов, длинного подола, прикрывающего воина до голени, ноговицы и пластинчатого шлема.
Оружием чукотского воина выступал тяжелый, мощный лук сложной конструкции из лиственницы, березы, бересты и оленьих жил. Стрелы с костяным или металлическим наконечником достигали в длину 85 см. Копья – 2,5 метров. В качестве мачете использовалась пальма – огромный полуметровый нож, насаженный на двухметровое древко.
Малые дети чукчей носили при себе боло – особый вид оружия. Оно представляло собой 10—12 канатов длиной до 90 см, сплетенных из жил животных, по концам которых крепились шарики из моржовых клыков. Мальчиков с малых лет приучали стойко переносить дискомфорт, подолгу не спать, по минимуму есть, обходиться без воды и очень быстро бегать. Если ребенок рождался немощным, его сразу убивали. Делала это отец и тогда, если мать умирала при родах. Возиться с младенцем времени не было. Воина воспитывали с 5 лет, когда мальчик овладевал арканом, снегоступами, тренировал бег, стрелял из лука и метал копье. Дети тренировались в тундре два раза в день – на рассвете и вечером. Пристальное внимание уделяли борьбе. К 16-летнему возрасту чукотский воин вырастал крайне выносливым, крепким мужчиной, который мог весь день бежать, преследовать оленей. Пущенная им стрела пробивала человека насквозь, а взметнувшийся в прыжке камень достигал высоты до 100 метров.
В пути чукчи умели быстро разворачивать стан, как правило, на возвышенности, сооружали защитные укрытия, стены укрепляли толстыми моржовыми шкурами. Зимой расставляли вокруг колышки изо льда, ранившие врагу ноги. Единственные союзники чукчей – азиатские эскимосы, у которых они и переняли стратегию возведения ледяных крепостей. Но главное оружие чукчей – полное отсутствие страха смерти. Молодой воин не только не боялся погибнуть, но даже стремился к этому. По чукотским поверьям, умерший в старости не мог достичь небесной страны.