Ее протяженность — всего 69 километров, но за это расстояние всякий водитель, оказавшийся на этой дороге, спускается из высокогорной столицы в тропические джунгли, теряя 3 километра высоты. Серьезный уклон, отвесные обрывы, частые туманы и дожди, экстремальная ширина, редко где превышающая 3 метра, а также отчаянные нравы местных жителей приводили к тому, что ежегодно на пути из боливийского Ла-Паса в город Коройко, центр провинции Северный Юнгас, случались тысячи ДТП, уносившие сотни жизни. Когда-то у нее было прозвище «самой опасной дороги в мире», но теперь она превратилась в популярный туристический объект. Как произошла эта удивительная трансформация?
Как она появилась?
Боливия не относится к числу главных мировых туристических направлений, а между тем это чрезвычайно колоритная страна с удивительным сочетанием архитектурных шедевров колониального периода и живописной природы. Начать можно с того, что там целых две столицы — формальная и фактическая, и вот как раз последней является Ла-Пас, рядом с которым и находится «Дорога смерти». Еще одной особенностью Ла-Паса является его расположение: крупнейший город Боливии с населением без малого 2 млн человек построили на высоте 3,5 километра. Это действительно немалая цифра, и многим приезжающим сюда впервые с равнин, близких к уровню моря, до акклиматизации может не хватать кислорода.
Тем не менее жизнь здесь кипит, и боливийская столица каждый день принимает тысячи гостей из провинции. Едут они и в обратном направлении, и почти всегда этот путь связан с преодолением большого перепада высоты. Дорожное строительство в сложнейших горных условиях и сейчас отнимает кучу ресурсов и времени. Во времена же, когда техника еще не была столь совершенной, подобные инфраструктурные проекты и вовсе превращались в эпопею, а итоговый результат зачастую был далек от совершенства. Впрочем, в сооружении подобных объектов существовала острая необходимость, а значит, проблема кое-как вынужденно решалась.
Кто ее строил?
В 1930-е годы было решено связать столичный Ла-Пас с Коройко, главным городом провинции Северный Юнгас. К этому времени Боливия едва закончила так называемую Чакскую войну с Парагваем. Двое соседей, не имеющих выхода к морю, крепко переругались из-за пограничной области Гран-Чако, где будто бы были богатые нефтяные месторождения. Нефть там и правда нашли, но только в 2012-м, что не помешало двум южноамериканским странам почти веком ранее три года убивать солдат друг друга. В том конфликте с обеих сторон погибло без малого 100 тыс. человек — число жертв оказалось огромным для войны регионального значения. Хотя более крупная Боливия и проиграла дерзкому Парагваю, в армии которого было немало российских офицеров, эмигрировавших с родины после событий 1917 года, в плену у нее оказалось достаточное количество соседей. Они-то и построили эту почти 70-километровую дорогу.
Конечно, современным требованиям к такого рода объектам получившийся результат соответствовал слабо. Дорога проходила по горному карнизу фактически над пропастью, не имела никакого ограждения, тем более асфальтового покрытия. Ее ширина не превышала 3,2 метра — по сути, она была однопутной, хотя потоки по ней двигались в обоих направлениях.
Почему она получила такое название?
Во многом Camino de la Muerte («Дорога смерти») — это прозвище, данное на потеху туристов, падких до подобного рода «смертельных» аттракционов. Однако на пустом месте такие названия не возникают, и путь на Северный Юнгас является лучшей иллюстрацией этому. В 1930-е и следующие пару-тройку десятилетий габаритов трассы, в общем-то, хватало для удовлетворения нехитрых нужд местных жителей. Транспорт был по большей части гужевым, что, как оказалось, спасало множество жизней.
С распространением в Боливии автомобилей разного формата ситуация стала ухудшаться. Узость дороги, уклон, отсутствие ограждения играли с водителями злые шутки. Серьезным фактором были и постоянные туманы и дожди. По сути, спускаясь из высокогорного Ла-Паса или поднимаясь к нему, путникам приходилось проезжать сквозь зацепившиеся за горы облака с их отвратительной видимостью. На аварийности плохо сказывались и нравы местных шоферов.
Горячие горцы не только часто позволяли себе садиться за руль нетрезвыми, но и решались устраивать на трассе подобной ширины гонки на опережение, забывая про встречное движение. Статистика по ДТП стала настолько одиозной, что появление громкой, хлесткой клички было лишь делом времени.
Новая трасса
В 1983 году с «Дороги смерти» в пропасть упал рейсовый автобус. Погибло более 100 человек, а автокатастрофа стала крупнейшей в истории Боливии. Смертельные ДТП более скромного масштаба с трудом поддавались подсчету. В 1990-е — первой половине 2000-х на трассе Ла-Пас — Северный Юнгас ежегодно случалось несколько тысяч аварий, в которых гибло 200—300 человек. То есть в худшие годы дорога уносила практически по жизни в сутки. И хотя местные жители относились к такой статистике философски, правительство страны все же решило, что проблему пора решать.
Этим решением оказалась новая дорога. Уровень развития техники наконец-то позволил построить нормальное шоссе — двухполосное, с ограждением и асфальтовым покрытием. Прошло оно в стороне от прежней дороги и, естественно, перетянуло на себя весь трафик. Открыли трассу в 2006 году, и с того момента количество ДТП на этом направлении существенно уменьшилось. Радикально сократилось и число жертв. Казалось бы, старая Camino de la Muerte в такой ситуации была обречена: кому могло прийти в голову по доброй воле при наличии безопасной альтернативы лишний раз рисковать жизнью? Оказывается, такие люди нашлись, причем в достаточном количестве.
Туристы-авантюристы
«Дорога смерти» стала, возможно, самой неочевидной достопримечательностью Боливии. Поспособствовали этому и ее удачное расположение рядом со столицей страны, и экстремальная репутация, и объективный интерес, который представляет дорога. Выяснилось, что, будучи лишена автомобильного движения, трасса уже не так опасна. Наоборот, ее преодоление удачно сочетает удовольствие от созерцания горных красот с легким щекотанием нервов — конечно, преодоление не на автомобилях, хотя порой здесь по-прежнему встречаются и они. Главными на «Дороге смерти» сейчас являются велосипедисты.
В Ла-Пасе работает много агентств, организующих туры сюда. Все продается в комплексе, страждущему туристу достаточно лишь заплатить определенную сумму ($50—100) — в обмен вам предоставят трансфер от отеля до начала дороги (и обратно), горный велосипед, тренинг, полную экипировку, включая водонепроницаемую одежду на случай частого здесь дождя, завтрак перед началом аттракциона и обед по его окончании. 70 километров кажутся большим расстоянием, но надо учесть, что вся дистанция — это дорога с горы. Вам предстоит потерять почти 3 километра высоты, спустившись с высокогорья прямо в тропические джунгли, останавливаясь лишь для того, чтобы родить очередной фотошедевр. Это путешествие на целый день, из которых часов пять уйдет на преодоление «Дороги смерти». Путешествие, которое запомнится на всю жизнь.