Бориса Скосырева можно назвать уникальным человеком: иностранец, далеко не аристократ, он сумел стать королём чужой страны, без всякого государственного переворота. Воспользовавшись нестабильной обстановкой в Европе и соединив свои ораторские способности с юридическими знаниями, Скосырев на 12 дней получил царскую власть в Андорре.
Возможно, его правление продлилось бы намного дольше, не соверши новоиспечённый король роковую ошибку, оставившую страну без её первого и последнего монарха.
Борис Михайлович Скосырев, появившийся на свет 12 июня 1896 года в Лидском уезде Виленской губернии, являлся одним из потомков богатого купеческого рода. Известно, что он получил университетское образование и к 21 году прекрасно говорил на немецком, английском и французском языках. Перед тем как очутиться в Андорре, молодой человек вёл активную и весьма разнообразную жизнь. Он успел побывать в составе британского бронедивизиона, воевавшего в Первую мировую войну на русском фронте, в период 1918-1920 гг. поработать переводчиком в военных структурах Великобритании, выполнить (по его словам) ряд секретных поручений английского правительства, организовать сотрудничество с японскими дипломатами.
Однако возникшие по финансовым причинам проблемы с полицией, вынудили Скосырева в 1922 году переселиться в Голландию. Там российский эмигрант получил подданство и через какое-то время начал представляться в обществе как граф Оранский, объясняя появление титула наградой королевы Вельгельмины за некие секретные услуги для двора. В течение 1924-1934 годов Борис Михайлович активно путешествовал не только по Европе, но и по Латинской Америке: здесь он выучил испанский язык и организовал в Колумбии коммерческое общество по проведению импортно-экспортных операций.
В марте 1931 года Скосырев женился – избранницей 35-летнего красавца (а Скосырев был действительно хорош собой внешне) стала богатая 45-летняя француженка Мари-Луиза Пара де Гассье. Спокойная семейная жизнь совсем не увлекла искателя приключений, и через два года он отправился на покорение Андорры – крохотной страны с феодальными пережитками и неспокойной политической обстановкой.
В 1933 году Андорра, расположенная между Испанией и Францией, находилась под опекой французского президента и епископа Урхельского; высшим законодательным и исполнительным органом страны значился Генеральный Совет. К нему-то и обратился Скосырев со своим проектом реформ, которые, по утверждению авантюриста, должны были модернизировать страну, сделав из неё процветающую европейскую микродержаву. План хоть и заинтересовал членов Совета, но не был поддержан французскими и испанскими властями, которые постановили выдворить из подопечной страны невесть откуда взявшегося реформатора. Однако «граф Оранский» сдаваться не собирался – он понял, что найдёт-таки поддержку в Генеральном Совете и через месяц, нелегально возвратившись обратно, повторно обратился к парламентариям.
Правда, на сей раз вместе с проектом нововведений Скосырев предложил ещё сделать себя королём – чтобы ускорить воплощение в жизнь собственных идей. Как ни удивительно, но сила убеждения иностранца сыграла, по всей видимости, свою роль – 8 июля 1934 года, мало кому известное княжество обрело монарха: Борис Михайлович Скосырев, русский эмигрант и обаятельный авантюрист, стал Борисом I.
Получив царственную должность, первый в истории Андорры король стал честно реализовывать задуманные реформы. Для начала была разработана Конституция: документ из 17 статей провозглашал, кроме государственной независимости, всеобщее равенство перед законом, полное освобождение от налогов, право на проявление гражданской позиции и политических взглядов. Не забыл бывший «граф» и о государственный символике, поменяв национальный флаг страны. Последующими указами Борис Первый планировал провести земельную реформу и…открыть в княжестве многочисленные казино.
Именно желание превратить страну в игровую зону и стало камнем преткновения между андоррским королём и епископом Урхельским. К реформам новоявленного монарха тот относился весьма одобрительно, но встретил в штыки информацию об игорных заведениях, считая их порождением дьявола. Борис I не стал утруждаться переговорами и обещаниями – он просто объявил войну строптивому священнослужителю. За что вскоре и поплатился: 20 июля 1934 года короля арестовали испанские жандармы, лишив власти монарха всего через 12 дней после восхождения на трон.
После ареста несостоявшегося царя доставили в Испанию, где в ходе суда 31 октября 1934 года приговорили к одному году тюремного заключения. Интересно, что обвиняли Скосырева во время процесса лишь в незаконном пересечении границы, ни слова не сказав о времени его монархического правления. Отбывал срок Борис Михайлович в испанской тюрьме как простой смертный. Однако, по словам американского журналиста посещавшего Скосырева в неволе, выглядел тот достойно: неизменный монокль в глазу и флер собственной исключительности заметно выделяли бывшего короля среди других арестантов.
После нескольких месяцев заточения андоррский реформатор с учётом времени предварительного заключения просидел в тюрьме менее года – Скосырева выслали в Португалию. Оттуда он в конце 1935 года, уже по собственному желанию переехал во Францию, где в городе Сен-Канна проживала его законная супруга Мари-Луиза. История умалчивает, по каким причинам через год французские власти задержали и отправили Скосырева в лагерь-поселение под Мандом, ограничив его в свободе передвижения по стране. В 1939 году, опять же по неизвестным причинам, у Бориса потребовали в 3-дневный срок покинуть Францию, пригрозив отправкой в лагерь для неблагонадёжных иностранцев. Видимо путей отступления у Скосырева действительно не было, потому, как в ноябре 1939 года он очутился в искомом лагере под названием Ла Верне. О том, как сложилась дальше судьба этого необычного человека, существует две версии. Одна из них гласит, что Скосырев поселился в середине 50-х годов в ФРГ и скончался в городке Боппард, дожив до 93 лет.
Другая, менее достоверная версия, говорит о смерти виленского авантюриста то ли в период войны, то ли через несколько лет после её окончания.