Летним днем 1936 года группа офицеров СС во главе с Генрихом Гиммлером прибыла в один из самых хорошо сохранившихся средневековых городов Германии Кведлинбург. Пройдя пешком по его извилистым мощеным улочкам, мимо развешенных на стенах нацистских флагов, они поднялись на городской холм. Гиммлер остановился, чтобы полюбоваться великолепным каменным замком Кведлинбурга, а затем направился к большому средневековому собору - главной цели своего визита. Он презирал христианство, но Кведлинбургский собор имел для него огромное символическое значение - здесь находилась могила короля X века Генриха I.
Генрих Гиммлер родился в 1900 году в Мюнхене, в семье школьного учителя. Он с детства был патриотически настроен и увлекался древней историей Германии, унаследовав эту страсть от своего отца.
Гиммлер-старший еще в университетские годы специализировался на филологии, а позднее активно участвовал в образовании своих сыновей. Часто по вечерам они с женой вслух читали детям книги по истории Германии или средневековые саги, мифы и эпосы.
Генрих Гиммлер с родителями и братьями
Генрих полюбил старые сказки о диком насилии и мести. Погруженный в темные средневековые знания, он старательно запоминал детали самых известных сражений Германии, а к десятилетнему возрасту его знания древнего оружия и военного дела могли соперничать со знаниями его школьных учителей.
В детстве Генрих нелегко заводил друзей. Будучи сыном учителя и заместителя директора школы, он регулярно сообщал отцу о школьных шалостях своих товарищей по классу, что приводило к суровым дисциплинарным взысканиям. Вероятно, дети об этом догадывались, поэтому старались его избегать и замолкали при его приближении.
На каникулах отец организовывал для своих сыновей экскурсии на места археологических и исторических памятников Германии. Они вместе искали рунические камни, собирали монеты и различные артефакты для своей семейной коллекции, которую отец создал в отдельной комнате их небольшой квартиры.
Генрих Гиммлер в детстве с отцом
Молодой Гиммлер наслаждался процессом упорядочивания хаоса древних реликвий в строгий порядок коллекционирования, и удовольствие, которое он получал при этом, похоже, осталось с ним на всю жизнь. Он вел подробные записи в своем дневнике о времени находки или приобретения предметов старины, а затем с такой же тщательностью начал записывать все свои дела. В его жизни все должно было быть учтено, задокументировано, организовано и аккуратно разложено по полочкам.
Позже чиновники концентрационных лагерей под его руководством выдавали заключенным значки с цветовой кодировкой, которая помогала с первого взгляда отнести человека к одной из 18 точных категорий: от политических заключенных до цыган.
Гиммлер во времена своего прихода к власти
Изучая средневековую историю, Гиммлер рассматривал феодальное прошлое Германии как образец ее будущей славы, и позднее, придя к власти, он хотел, чтобы все эсэсовцы разделяли его страсть к истории.
Гиммлер с почтением относился к могиле немецкого короля X века Генриха I, покоящегося в Кведлинбургском соборе, и считал его великим лидером нации, который мог бы послужить образцом для Адольфа Гитлера. Он мечтал превратить пыльную гробницу собора в святыню СС.
Многие ученые, историки и высокопоставленные нацисты высмеивали повышенный интерес Гиммлера к прошлому Германии, считая его глупым фанатиком, опьяненным властью. Главный архитектор Третьего рейха Альберт Шпеер однажды даже назвал его «наполовину школьным учителем, наполовину сумасшедшим».
Но Гиммлер был крайне серьезно настроен вернуть Третий рейх к утраченному золотому веку своего воображения. В 1935 году он основал крупный научно-исследовательский институт СС, в котором работало более ста немецких ученых с докторскими степенями, изучающих прошлое Германии и помогающих в обучении эсэсовцев образу жизни их предков.
В начале Второй мировой войны Гиммлер перенес штаб-квартиру быстро растущего института в большую виллу в одном из самых богатых районов Берлина, и обеспечил для него достойное финансирование. Он оборудовал институт лабораториями, библиотеками, музейными мастерскими и лично руководил его работой.
По настоянию Гиммлера сотрудники института изучали широкий спектр предметов: от древних германских строительных стилей до старых «нордических» пород лошадей и первобытных музыкальных инструментов.
С помощью этих исследований Гиммлер намеревался превратить обширные территории Рейха в средневековые вотчины, управляемые лордами СС, и этот план он начал реализовывать еще до начала Второй мировой войны.
Генрих Гиммлер был далеко не мечтательным романтиком, погруженным в свои фантазии, и уж тем более не глупым фанатиком, а осторожным и целеустремленным стратегом, который работал над своим планом так же неутомимо, как над созданием системы концентрационных лагерей и реализацией «окончательного решения» по еврейскому вопросу.
Это были две идеи его существования, инь и янь его мира: переполненные концентрационные лагеря «недочеловеков» и солнечные фермы «истинных арийцев».
Гиммлер на стрельбище
Будучи лидером СС, Гиммлер решил поселить как можно больше своих солдат и офицеров в специальных фермерских поселениях. Он приказал высокопоставленным чиновникам СС, опираясь на исследования института, подготовить планы таких поселений, в которых бы учитывалось все для комфортной жизни.
Поселения должны были принять стандартную форму, с добротными и просторными деревянными домами для проживающих там семей. В центре каждого поселения предполагалось построить открытый амфитеатр, известный на немецком языке как Тингплац. Идея была заимствована из старой скандинавской традиции, когда жители одного поселения собирались на общем поле для избрания вождей и разрешения споров.
Однако площадь Тингплатц СС предполагалась менее демократичной. Гиммлер представлял его как место, где семьи СС будут проводить факельные митинги, устраивать празднования солнцестояния и представлять свои собственные пропагандистские пьесы.
В каждом поселении собирались построить здание для размещения органов управления - нацистской партии, СС, Гитлерюгенда и других нацистских организаций. Кроме того, в каждом поселении обязательно должен был находиться стадион, где молодежь могла бы получать физическую подготовку по различным видам спорта.
Предполагалось, что все жители поселения будут соблюдать доктрину СС. Проще говоря, это означало сохранение чистоты их нордических родословных любой ценой и производство как можно большего количества детей.
Чтобы доказать чистоту своего происхождения, каждая семья должна была хранить подробную генеалогическую карту своих предков, а также историю своего клана. Кроме того, по замыслу Гиммлера, поселенцам будет предложено исследовать и демонстрировать символы своего клана и семейный герб.
Под руководством Гиммлера идеи быстро обрели форму, и в 1937 году СС приступили к созданию первой образцовой колонии в старой исторической деревне, недалеко от Берлина. Была приобретена часть большого поместья у дочери берлинского промышленника, а полученная собственность разделена на 12 семей. Самый большой участок получила семья главного врача СС.
Вскоре живописный пейзаж под Берлином был застроен средневековыми фермерскими домами, в каждом из которых поселилась нацистская семья. Но в планах Гиммлера строительство подобных поселений входило не только на территории Германии, он возлагал большие надежды на территории, которые Третьему рейху удастся завоевать во время его похода на Восток.
Еще в самом начале своего членства в нацистской партии Гиммлера поразили идеи Гитлера о происхождении немецкого народа. Лидер нацистской партии считал, что многие из его соотечественников могли проследить, по крайней мере, часть своей родословной до первобытной господствующей расы - арийцев, которые превратили примитивный мир в процветающую цивилизацию.
Адольф Гитлер утверждал, что мир утратил искру гениальности, когда арийцы начали жениться на представителях низших рас, тем самым разбавляя свою «чистую» арийскую кровь.
Это была абсолютная выдумка, которую Гитлер умело использовал, чтобы тешить немецкое тщеславие. Но Гиммлер, понимая это, подхватил его идею для реализации своих планов.
Они также сошлись в важности физической подготовки «истинных арийцев», которая, как писал Гитлер в «Майн Кампф», «сделает человека сильным, ловким и смелым», «закалит его и научит переносить трудности». Такое обучение, по их мнению, неизменно приведет к возрождению сильной нации, способной защитить нацистское государство.
Гиммлер, также как и Гитлер, был одержим чистотой «арийской расы» и поощрял «программы разведения арийцев». Начало Второй мировой войны позволило ему преследовать еще одну расовую цель - уничтожение евреев и других так называемых «недочеловеков».
Гиммлер посещает лагерь советских военнопленных
После вторжения Германии в Польшу Гиммлер получил полный контроль над аннексированными территориями. В течение года более миллиона поляков и 300 тысяч евреев были вынуждены покинуть страну, их заменяли немецкими поселенцами.
К июню 1941 года, когда Германия вторглась в Советский Союз, Гиммлер контролировал не только полицию, но и политическую администрацию оккупированных территорий, а также через свой контроль над СС систему концентрационных лагерей.
Генрих Гиммлер с дочерью и его супруга
К концу 1941 года «непобедимая» армия Третьего рейха поглотила большую часть Восточной Европы и внушительную территорию на западе Советского Союза, и мечты Гиммлера о превращении богатых сельскохозяйственных угодий на новых территориях в феодальные поместья, управляемые нацистами, стали близки к осуществлению.
В начале 1942 года Гиммлер начал тесно сотрудничать со старшим планировщиком своего института, ученым-агрономом Конрадом Мейером, чтобы разработать подробный план основания трех крупных немецких колоний на Востоке, и представить его Гитлеру.
Одна колония должна была находиться под Ленинградом, вторая охватывать северную часть Польши, Литву и юго-восток Латвии, а третья - Крым и богатые поля юго-восточной Украины. Гиммлер подсчитал, что Рейху потребуется 20 лет, чтобы полностью «германизировать» эти три региона. Остаться в них будет разрешено только этническим немцам и тем, кого нацисты посчитают ценными в расовом отношении.
В этих регионах Гиммлер планировал раскидать небольшие поселения, каждое из которых будет насчитывать от тридцати до сорока фермерских домов, и каждому фермеру выдать по 300 акров земли. Остальная часть территории, по планам Гиммлера, должна быть засажена густыми дубовыми и буковыми рощами, которые бы воспроизводили древние леса Германии, напоминающие сельскую местность, подобную земле Шлезвиг-Гольштейн, чтобы немецкие фермеры не страдали тоской по дому.
Гиммлер прекрасно понимал, что такая схема колонизации поможет мотивировать офицеров СС выполнять его убийственные приказы. Многие эсэсовцы выросли в немецких городах, в маленьких, переполненных квартирах, и жаждали того, что они считали жизнью феодала: охота на дичь, катание на лошадях, обед в изобилии свежей пищи.
Все они мечтали о великих поместьях на Востоке, обещанных им как первые плоды победы. Но этой победы не случилось, и планам Гиммлера не суждено было сбыться.